Оптимизация налогов и уменьшение расходов на бухгалтера
Оптимизация налоговых платежей и уменьшение расходов на содержание бухгалтера являются одними из важнейших вопросов для бизнеса.
На примере реальной компании мы покажем, как повысилась эффективность налогообложения и снизились расходы на ведение бухгалтерии в течение достаточно короткого периода времени.
Так как мы дорожим своей репутацией и именем нашего клиента, название компании раскрывать не будем. Вместо этого, именуем её по-другому.
Итак, компания, о которой пойдет речь, назовем ее ООО «Инструмент», работает на рынке 20 лет. Основной вид деятельности «Инструмент» – оптовая и розничная торговля всеми видами инструментов (Инструменты для ремонтных и строительных работ, производственных операций и бытовых задач). За последний год у предприятия увеличились налоговые платежи. В то же время показатель выручки остался неизменный. Главный бухгалтер попросил у руководителя, он же собственник, второй раз за год повышения заработной платы.
По мнению руководителя компании, высокие налоговые платежи связанны с некомпетентностью бухгалтера, работа бухгалтера организована неэффективно, соответственно вопрос о повышении заработной главному бухгалтеру неуместен.
Была поставлена задача: провести оптимизацию налогообложения и уменьшить расходы на осуществление бух функций.
Опишем основные этапы, которые были пройдены в процессе оптимизации компании.
I. Провели анализ структуры бизнеса.
Структура бизнеса состояла из 3 индивидуальных предпринимателей. Собственник бизнеса открыл ИП на себя, свою супругу и сына. ИП занимались одинаковыми видами деятельности, отличие было только в налоговых режимах:
- ИП собственник – ОСНО;
- ИП супруга собственника УСН 15%;
- ИП сын собственника – ОСНО +ЕНВД.
Четко отлаженной и организованной структуры взаимоотношений ИП между собой и взаимодействие с клиентами не было. Основная суть разделения сделок между ИП:
- Клиентам, которым не нужен товар с НДС, продажи отписывали от ИП супруги, она применяла УСН 15%;
- С ИП собственника и ИП сына собственника отписывали тем, кому нужен был товар с НДС, они применяли ОСНО. Получается ИП дублировали друг друга.
II. Для снижения основных налогов создали одну компанию ООО «Инструмент», которая использует ОСН + ЕНВД
Для клиентов, которым не нужен товар с НДС мы предложили использовать не с индивидуального предпринимателя на УСН, а использовать для этого ЕНВД. Фирма имеет два магазина, по которым уже использует ЕНВД. Так как ЕНВД – это сумма фиксированная и не зависит от выручки, то дополнительной налоговой нагрузке при продаже инструмента без НДС не будет. Ранее выручка в размере 6 млн. рублей по таким клиентам проводилась через ИП супруги собственника и с нее уплачивался налог УСН 120 тыс. в год. Теперь ИП не нужно и соответственно на этой сумме будем экономить. Кроме этого ИП платило страховые взносы в ПФР, которые составляют 20т.р. + 57 т.р. (1% от суммы превышающей доход) 300 т.р. = 77 т.р. Получается, общая экономия перевода деятельности от ИП УСН на ООО составит 197 т.р.
ИП собственника полностью дублирует ИП сына собственника в плане применения ОСН. ИП собственника также убираем и экономим на страховых взносах, которые он платит за себя, это 37 тыс. в год.
В вместо ИП сына собственника будет работать ООО, экономим на страховых взносах, которые он платит за себя, это 65 тыс. в год.
Общая экономия от отказа работать на ИП составит 299 т.р. за год
III. Организовали контроль за реализацией товаров с НДС и без НДС в соответствии с тем являются покупатели плательщиками НДС или нет
Ранее в ООО «Инструмент» бухгалтер при оформлении отгрузочных документов, не уточняла у покупателей, являются ли они плательщиками НДС или нет, и выписывала товар с НДС покупателям, которым НДС не нужен. В результате чего возникала дополнительная нагрузка по НДС и налогу на прибыль.
После внедрения контроля реализаций удалось снизить налоговую нагрузку на 200 т.р.
IV. Анализ работы главного бухгалтера выявил неэффективность организацию его работы.
Главный бухгалтер вела учет трех ИП в 3 программах:
- Программа для ведения остатков по складу и магазинам;
- Программа для составления отчетов в налоговую;
- Программа для составления актов сверок с поставщиками и покупателями.
Фактически бухгалтер делал тройную работу, забивал документы в 3 базах.
С учетом того, чтобы было 3 ИП которые нужно разнести в три базы, загруженность у бухгалтера было очень большая
Мы оставили только 2 программы: для ведения товарных остатков (контроля скидок, анализа оборачиваемости товаров) и для составления отчетов в налоговую и организовали автоматическую выгрузку данных. Таким образом, объем работы бухгалтера уменьшился в 3 раза. А с учетом того, что вместо 3 ИП стало 1 ООО, объем работы бухгалтера уменьшился в 9 раза.
V. Сокращение расходов на бухгалтера
Оклад главного бухгалтера составлял 30т.р. Налоги с заработной платы главного бухгалтера 9 т.р. Мы предложили руководителю принять на работу бухгалтера на обработку первичных документов за 12 т.р., а функции главного бухгалтера передать нашей фирме за 7 т.р.
Экономия за 1 год на этом составила 276,8 т.р.:
- На окладах и стоимости наших услуг 132 тыс. рублей;
- На налогах 64,8 тыс. рублей;
- На подписке, правовых системах и семинарах 80 т.р.
Результат после внедрения проекта:
Создана и внедрена новая организационная структура компании.
Экономия на налоговых платежах и взносах во внебюджетные фонды составила 499 т.р. за 1 год.
Уменьшены ежегодные расходы на бухгалтера на 276,8 т.р